PIXEL ART – как реализовать смелые идеи спецпроектов

 На сегодняшний день, наверное, уже никого не удивишь выражением
Pixel Mapping (работа пикселей на «карте» объекта).
Проектов с управляемой световой графикой достаточно много,
и многие из них можно сравнить с настоящим искусством превращения
управляемой смены цвета светодиодного прибора в световую «музыку».

 MAPIX DMX BALL

 

В середине декабря 2016 года на Пушкинской площади в Москве на месте привычных фонтанов вырос «Музыкальный лес», ставший одной из самых популярных новогодних инсталляций и излюбленным местом для праздничных фотосессий. На подиумах общей площадью около 400 кв.м «пиксельный лес» включал более 70 светодиодных арт-объектов, объединенных светомузыкальным представлением. Генератором идей и исполнителем работ была краснодарская Группа компаний «Зодиак», а команда департамента Prolight московского представительства компании «Имлайт» предложила техническое решение и оборудование, с помощью которого можно было воплотить данные идеи. Специалисты «Имлайт» также обеспечили шеф-монтажные и пусконаладочные работы, программирование Pixel-карты в системе управления MADRIX и комплексное сопровождение проекта.

Основной идеей грандиозной новогодней инсталляции было совмещение музыки с пиксельным дизайном и ландшафтной подсветкой «волшебного леса». Суть технической составляющей проекта состояла в том, что каждая световая точка управлялась индивидуально, а все 14 000 пикселей совмещались в общей графической картине изменения цвета, динамических рисунков, вспышек и узоров. Каждый световой пиксель отзывался на определенную ноту, что создавало впечатление «танцующих» деревьев. Новейшее программное обеспечение MADRIX позволяет точно синхронизировать свет и звук. Продолжительность каждого из светомузыкальных шоу составляла около 20 минут.

«Танцующий лес» стал самой популярной и узнаваемой праздничной площадкой новогодней Москвы и получил номинацию «Лучшая световая инсталляция» московского фестиваля «Путешествие в Рождество 2017».

А теперь немного о реализации проекта:

 

Итак, изначально поставленная задача совместить свет и музыку казалась не такой уж и сложной… Но, как обычно, «дьявол кроется в деталях, мелочах и оттенках».

И детали эти: необходимость полной синхронизации всех составляющих аудиовизуального ряда между собой (и свет, и пиксели, и звук), крайне сжатые сроки поставки оборудования и, конечно же, ограничения по бюджету. Каждый объект инсталляции, будь то елка, дерево, сказочный персонаж, забор, ворота, домик и т.д., должны были работать в единой 3D графической программе в ритме узнаваемых мелодий. Далее, первичное техническое задание в своей основе представляло «кастомный» дизайн (custom design – индивидуальный, специально разработанный), который изначально не должен был повторять какие либо похожие проекты в мире и, как следствие, требовал нестандартных решений. Прибавим к этому погоду московской зимы – от дождей до морозов -30° градусов, а также очень сжатые сроки монтажа – в основном в ночные часы.

MAPIX DMX BALL

 

Фактически, задачу можно разделить на 5 частей, в рамках которых было нужно:

    1. Подобрать независимо и индивидуально управляемые, всепогодные «ёлочные шары», пиксели, которые будут не только достаточно яркими, но и подходящими по размерам для визуального считывания графической картины.
    2. Подобрать всепогодные светильники для скрытого монтажа с оптимизацией освещения как небольших, так и высоких объектов (деревьев), а также с возможностью персонализации управления по 3 каналам цветности RGB.
    3. Найти дополнительные оригинальные световые решения для обеспечения визуальной индивидуальности и разнообразия шоу.
    4. Обеспечить качественное звуковое сопровождение праздника с хорошим запасом мощности. Разумеется, акустические системы должны быть всепогодными.
    5. Использовать наиболее адекватную, интуитивно понятную, и в то же время мощную систему управления более 42 000 DMX-каналами в синхронизации со звуком.

MAPIX DMX BALL

С первой задачей достойно справились всепогодные шарики с пиксельным управлением серии MAPIX – оборудование, позволяющее соединять гирлянды практически в любой последовательности и на любой плоскости, будь это форма ёлки, натянутые ёлочные гирлянды, световая арка, экран или светомузыкальная ограда. Более того, инвариантность использования трех моделей с длинами гирлянд по 650 мм (5 шаров), 910 мм (7 шаров) и 1430 мм (11 шаров) позволяет индивидуально подобрать комплекты для наиболее рационального применения и оптимального расходования бюджета. Автоматическая DMX адресация пикселей позволяет подключать гирлянды любым образом. Однако, для более экономного расходования комплектов шаров было произведено несколько коррекций ТЗ при конструировании объектов. Например, в комплекте MAPIX dmx BALL 130-11 пять направлений (линий) по 3 гирлянды, каждая по 11 шаров (1,43 м) с комплектом коммутации, всего 15 гирлянд (165 пикселей). Но по техническому заданию надо было украсить 12 ёлок высотой 1,5 м с шестью опорными сторонами конструкции. Поэтому для экономии средств при сохранении визуального эффекта и устойчивости конструкции мы остановились на 5-лучевой конструкции ёлки, немного уменьшив ее высоту, что позволило легко использовать 8 полных комплектов MAPIX dmx BALL 130-11 (8 DMX потоков) без остатков, вместо неполных десяти. Аналогичную адаптацию прошли ТЗ на все объекты, использующие шарики MAPIX.

Для интерактивной подсветки более 40 искусственных деревьев прекрасно подошли грунтовые светильники ARCTIK серии TERRA. Модели, использующие от 3 до 12 полноцветных LED, создали действительно яркую картину перелива красок прямо «из-под земли». Они подсветили практически каждое дерево и ёлку с нескольких сторон, не выделяясь на подиуме, и создали плавную смену фонового цвета, акцентируя внимание зрителя на красочной экспозиции.

Дополнительно для акцентирования индивидуальности и усиления шоу были использованы 8 полноповоротных BEAM голов RAPTOR от итальянского производителя D.T.S. Мощные BEAM лучи были видны в снежную погоду на очень большом расстоянии, а световые пятна гуляли по низко плывущим облакам. Использование 8-гранной призмы и смены цвета добавляли дополнительные яркие эффекты на кронах деревьев и освещали их лучами, как утреннее солнце. Для уличной инсталляции и защиты приборов были использованы всепогодные защитные купола S4 DOM2H, система подогрева которых позволила использовать приборы даже в сильные морозы. Для лучшего визуального восприятия лучей были применены профессиональные вентиляторы SFAT и дым машины MLB, которые выбрасывали столбы дыма из под подиума.

RAPTOR DTS

 

MAPIX DMX BALL

Звуковая система комплекса была выполнена на всепогодных акустических системах DSP-258 торговой марки DSPPA, которые уже давно положительно зарекомендовали себя на российском рынке. АС выполнены в стильном белом влагонепроницаемом корпусе и имеют качественное звучание, которое удивило «световиков», редко сталкивающихся с уличными системами музыкально-речевой трансляции. 24 звуковые колонны обеспечили равномерный мощный звук по всему периметру площади, при этом музыкальные композиции можно было слышать стоя и на Тверской улице, и у входа в ККЗ «Россия».

Синхронизация всего комплекса оборудования стала возможной благодаря наиболее продвинутому и легкому в управлении программному комплексу МАDRIX. Для работы всей системы использовались самая расширенная версия Ultimate 256 DMX потоков и Ethernet конверторы MADRIX® STELLA.

На одном «рабочем столе» расположены карты управления всеми частями пиксельного поля, которыми возможно управлять одновременно в одной динамической программе или наложить свои слои подпрограмм на каждый пиксельный объект. Выполнение персональных секвенций завязано на тайм-код по музыкальным композициям, которые, в свою очередь, давали старт работе поворотных голов RAPTOR, управляемым через ПО SUNLITE.

О работе MADRIX можно писать много, но проще один раз увидеть результат многочисленных инсталляций с этим уникальным продуктом.

По результатам продаж и примененным технологиям компания «Имлайт» получила диплом как лучший инсталлятор продуктов MADRIX (модель MADRIX® STELLA) и сертификат официального представителя торговой марки на территории России.

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для понимания масштабности проекта приводим почти полный список используемого оборудования:

СВЕТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

STAGE 4 MAPIX dmx BALL 130-7 (комплекты пиксельных шариков) 63 шт.
STAGE 4 MAPIX dmx BALL 130-11 (комплекты пиксельных шариков) 11 шт.
SILVER STAR AM742 XWT KOI 7 (всепогодные светильники) 13 шт.
SILVER STAR AP783 TETRA 6 (грунтовые светильники) 185 шт.
SILVER STAR AP784ET TETRA 9/3 Q2 (грунтовые светильники) 12 шт.
DTS RAPTOR FPR (поворотные «головы» BEAM)  8 шт.
STAGE 4 S4 DOM2 (защитные купола)  8 шт.
SFAT Energy Global Effect Machine (вентиляторы)  2 шт.
MLB W-510 (генератор дыма)  2 шт.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

MADRIX IA-HARD-001019 MADRIX® STELLA 44 шт.
MADRIX IA-SOFT-001008 MADRIX® KEY ultimate 1 шт.
SUNLITE SUITE2-EC           1 шт.
IMLIGHT Switch 8 DMX 2 шт.
IMLIGHT SPLITTER 1-2-IP65 6 шт.

ЗВУКОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

VOLTA COBRA 2.2 1 шт.
VOLTA D-MIX 24 1 шт.
DSPPA MP-4000 2 шт.
DSPPA DSP-258 24 шт.

Подводя итоги сделанного, можно процитировать строки журналистов, описывающих данное событие. 

На церемонию закрытия фестиваля приехал мэр Москвы Сергей Собянин. «Честно говоря, жалко закрывать такую красоту. Каждый год приходится это делать, и каждый год тебя посещает чувство, что хочется продлить этот праздник. Я надеюсь и уверен, что нынешний фестиваль не последний. Сегодня я хотел бы поблагодарить всех тех, кто организовывал самый, пожалуй, любимый фестиваль Москвы «Путешествие в Рождество», – сказал Собянин.

Самые активные участники фестиваля получили от мэрии Москвы награды по 12 номинациям. Одну из памятных статуэток забрали создатели проекта «Музыкальный лес» – инсталляции на Пушкинской площади. Свою награду получила и компания «Имлайт» в качестве письменной благодарности от партнера.

«Свет – это всегда праздник. И еще стало понятно, что музыка – тоже праздник, поэтому к нашему свету мы подключили еще и музыку. Проект мы готовили полгода, с июня – долго очень. Много придумывали, много людей участвовали. Именно эта площадка будет продлена до праздника Масленицы и будет еще месяц радовать гостей столицы», – рассказала соавтор проекта «Музыкальный лес» Лариса Метревелли. В целом, проект удался, ожидания оправдались, и результат даже где-то превзошел заложенные идеи. В процессе реализации решено множество технологических нюансов и получен хороший опыт для реализации более сложных задач.

Жраков Сергей
Руководитель отдела PROLIGHT